В помощь учителю

Программа
«Первичная профилактика ВИЧ-инфекции среди учащихся 9-11 классов»
Пояснительная записка
Цель обучения:
Предоставить достоверную информацию по проблеме ВИЧ/СПИДа, развить у учащихся навыки предотвращения заражения ВИЧ-инфекцией.
Задачи:
1.Определить уровень знаний школьников по изучаемой теме (методом анкетирования).
2. Предоставить достоверную информацию по данному вопросу.
3.Актуализировать мыслительную деятельность обучающихся и закрепить полученные знания посредством упражнений.
4. Повысить ответственность за свое здоровье и научить учащихся как можно избежать заражения ВИЧ-инфекцией.
По окончания обучения учащиеся:
должны знать современные сведения о путях заражения ВИЧ, через какие биологические жидкости человека может произойти заражение, как безопасно оказывать помощь при травмах, о безопасности учебы и бытового общения с ВИЧ- инфицированными людьми, клинике, лечении и профилактики ВИЧ-инфекции.
должны уметь защитить себя от заражения ВИЧ-инфекцией и грамотно отвечать на вопросы своих сверстников.
Организационно-методические указания.
Контингент обучающихся: школьники 10-11 классов или 9 классов в школах с неполным средним образованием.
Продолжительность и форма обучения: программа обучения состоит из 2-х внеклассных занятий по 1 академическому часу, проводимых в виде практических занятий с включением информационных блоков, упражнений, мультимедийных презентаций и видеофильмов.
В процессе обучения будут использоваться упражнения, к проведению которых требуется предварительная подготовка: распечатка анкет, заданий, обеспечение учащихся бумагой, ручками. Кроме того, требуется наличие мультимедийного оборудования: компьютера или ноутбука и проектора.
Базой для проведения занятий является классная комната, оборудованная экраном и мультимедийным оборудованием.
Для контроля полученных знаний и навыков предлагается использование анкетирования учащихся (по подготовленной анкете) до и после изложенного материала.
План проведения 2-х внеклассных часов
1-ый час. Актуальность проблемы ВИЧ-инфекции и медицинские аспекты
проблемы (информационный блок).
Информационное обеспечение: анкеты.
1.1 Почему необходимо говорить о ВИЧ/СПИДе. Обозначение терминов ВИЧ и СПИД.
Как протекает ВИЧ-инфекция, особенности и длительность течения ВИЧ/СПИДа.
Распространение ВИЧ-инфекции в мире, России, области, городе. История открытия вируса. Гипотезы происхождения вируса. Возможности и время назначения лечения ВИЧ-инфекции.
1.2 Условия, при которых происходит заражение ВИЧ. Биологические жидкости опасные и неопасные для инфицирования ВИЧ. Как можно заразиться ВИЧ? Пути передачи: естественные - половой и вертикальный, искусственный парентеральный (через кровь). Как нельзя заразиться ВИЧ.
1.3 Как снизить риск заражения. Общие правила предосторожности при травматизме.
Личная профилактика ВИЧ-инфекции. Методы профилактики при различных путях заражения: при парентеральном пути передачи, при половом пути передачи, при вертикальном пути передачи. Перспективы создания вакцины против ВИЧ.
Почему основная профилактика направлена на пути передачи и повышение информированности населения.
Ход работы.
Шаг 1. Упражнение «Мои ожидания».
Преподаватель за 2-3 дня до проведения внеклассного занятия просит каждого учащегося анонимно написать на листочке один самый главный вопрос, на который он/она хотели бы получить ответ на данном занятии (для большей свободы выражения мыслей – заполнение анонимное). До начала занятий преподаватель анализирует все карточки, группирует по тематике и прикрепляет к ватману (доске), при изложении материала учитываются все заданные вопросы. В конце занятия просматриваются листки с вопросами, на все ли вопросы были даны ответы по данной теме. Еслиостались вопросы, на которые не даны ответы – обязательно дать ответ.
Кроме того, также за 2-3 дня учащимся раздается анкета по выявлению уровня начальных знаний, которую преподаватель предлагает тут же заполнить и сдать.
Инструкция по заполнению анкеты: «внимательно прочитайте каждое утверждение, прежде чем обозначить свое мнение знаком «+» только в одной из колонок таблицы. Не консультируйтесь с товарищами, отвечайте на вопросы и отмечайте то, что вы знаете – это очень важно и необходимо для того, чтобы при изложении преподаватель обратил внимание на те вопросы, на которые даны неправильные ответы».
Шаг 2. Проведение анкетирования.
Анкета
Анкета анонимная, её не нужно подписывать, отметьте тот вариант ответа, который вы считаете правильным.
№                        Вопрос                        да                   нет                     не знаю
1. На Ваш взгляд существует ли в
нашем городе проблема
ВИЧ/СПИДа?
2. СПИД – это то же самое, что и ВИЧ?
3. СПИД вызывается вирусом
иммунодефицита человека (ВИЧ)?
4. ВИЧ/СПИДом болеют только люди?
5. ВИЧ передается через кровь, половые
жидкости?
6. Можно ли заразиться ВИЧ при
употреблении наркотиков
внутривенно?
7. Можно ли заразиться ВИЧ при
поцелуях?
8. Может ли ВИЧ передаваться при
половых контактах?
9. Может ли ВИЧ-инфицированная
мама родить здорового ребенка?
10. Можно ли заразиться, обнимая ВИЧ-
инфицированного человека?
11. ВИЧ-инфекцией можно заразиться,
если больной чихает или кашляет на
тебя?
12 Находиться в одном классе,
аудитории с ВИЧ-инфицированным
ребенком вполне безопасно?
13. Можно заразиться, если
останавливать кровь ВИЧ-
инфицированного человека без
соответствующей защиты рук?
14. ВИЧ-инфицированные люди внешне
выглядят так же, как здоровые люди?
15. ВИЧ-инфицированный человек может
передавать ВИЧ на протяжении всей
жизни?
16. ВИЧ-инфекция снижает способность
организма сопротивляться другим
инфекциям и болезням?
17. ВИЧ/СПИД излечим? +
18. Положительный результат теста на
ВИЧ означает, что человек
инфицирован ВИЧ?
19. Если результат обследования на ВИЧ
положительный будет ли он
сохраняться на протяжении всей
жизни?
20. Сразу ли после опасного контакта и
возможного инфицирования тест на
ВИЧ будет положительный?
21. Имеет ли право одноклассник,
сокурсник отказаться от учебы вместе
с ВИЧ-инфицированным
школьником, студентом?
Преподаватель собирает анкеты, анализирует их до начала проведения урока и при изложении материала делает акцент на те моменты, на которые даны не правильные
ответы.
Шаг 3. Изложение информационного блока по мультимедийной презентации «Основной модуль: Что должен знать о ВИЧ/СПИДе каждый» (прилагается).
Слайд 1. Образовательная программа «Профилактика ВИЧ-инфекции.
Основной модуль: Что должен знать о ВИЧ/СПИДе каждый?»
Слайд 2. Определения. ЧТО ТАКОЕ ВИЧ и СПИД?
ВИЧ (вирус иммунодефицита человека) — это возбудитель, вирус поражает определенные клетки иммунной системы человека (СD-4), защищающие организм от различных инфекций, и приводит к полному разрушению иммунной системы и развитию СПИДа.
СПИД (синдром приобретенного иммунодефицита) - это комплекс заболеваний, которые развиваются в результате разрушения вирусом (ВИЧ) иммунной системы человека. Вирус может жить в организме человека многие годы, не вызывая никаких симптомов, и передаваться другим людям до того, как появятся какие-либо признаки заболевания.
Таким образом, ВИЧ - это вирус, а СПИД – это следствия действия вируса на иммунную систему организма.
Дополнительная информация ( не обязательная для изложения)
Откуда взялся вирус? Одной из возможных теорий появления ВИЧ можно считать его происхождение от родственных видов вследствие изменчивости.
ВИЧ-2 по своей структуре очень сходен с обезьяньим вирусом STLV-III, который присутствует у африканских зеленых мартышек и вызывает у них заболевание, похожее
на СПИД.
По-видимому, впервые вирус начал широко распространяться среди людей в 60-х-70-х годах прошлого столетия. В Центральной Африке инфекция появилась намного раньше, ученые считают, что первое проникновение вируса в человеческую популяцию произошло в 30-40-х годах прошлого столетия. Другие ученые считают, что это произошло много раньше. Попав в организм человека, вирусу иммунодефицита обезьян потребовалось время, чтобы изменить свои свойства и приспособиться к существованию в организме человека.
В 1981г. в центр по контролю за инфекционной заболеваемостью США поступил доклад о 5 случаях пневмоцистной пневмонии, которая развивалась на фоне иммунодефицита, не поддавалась обычным методам лечения и привела к смертельным исходам. Все эти случаи были зарегистрированы в среде гомосексуалистов, позже такие же заболевания были обнаружены у больных гемофилией, которым часто переливали кровь, и среди наркоманов. Ученые США высказали предположение об инфекционной природе заболевания. Руководитель лаборатории Национального Института рака в США Роберт Галло высказал предположение, что возбудитель относится к ретровирусам . Первым выделил вирус иммунодефицита человека в 1983г. профессор Люк Монтанье из института Пастера – Франция. Первооткрывателями по праву называют этих двух ученых.
Свойства ВИЧ. В настоящее время структура и свойства вируса хорошо изучены. ВИЧ нестоек во внешней среде - уничтожается при кипячении через 1-3 мин. ВИЧ чувствителен к изменению ph среды и погибает под воздействием обычно используемых дезинфицирующих веществ. Может сохраняться в высушенном состоянии в каплях крови и спермы, но, как правило, количество вируса в высушенной крови недостаточно для заражения. Хорошо сохраняется при минусовых температурах. На примере этого же слайда можно показать все стадии течения ВИЧ-инфекции.
Слайд 3. Основные стадии ВИЧ-инфекции
1. Стадия инкубации или период «окна» (продолжительность - от 2-х недель до 6 мес. От момента заражения). Так называется период, когда человек уже инфицирован и способен заражать других, но результат анализа на ВИЧ будет отрицательный. Это происходит в связи с медленной выработкой специфических антител к ВИЧ в организме человека. Такое незначительное количество специфических антител не может быть обнаружено лабораторными исследованиями.
2. Острая ВИЧ-инфекция (продолжительность - от 1-3 недели от момента заражения). Протекает как гриппоподобное состояние. ВИЧ-инфицированные люди часто её не отмечают.
3. Бессимптомная стадия или латентная (продолжительность - от 0 до 6-9 лет от момента заражения). В этот период у ВИЧ-инфицированного человека отсутствуют проявления болезни, и он может не знать о наличии у него ВИЧ- инфекции (если не проходил обследование на ВИЧ) и не умышленно распространять ВИЧ-инфекцию.
4. Стадия вторичных заболеваний (продолжительность - до 3-5 лет). Это период заболевания, когда происходит разрушение вирусом (ВИЧ) иммунной системы человека и теряется способность организма сопротивляться различным заболеваниям. В этот период человек может легко заболеть туберкулезом, пневмонией, менингитом, грибковыми заболеваниями, некоторым видам рака и др.
Когда количество клеток иммунной системы СД-4 начинает прогрессивно снижаться и становится меньше 250 в 1 мл, ВИЧ-инфицированному пациенту врачи назначают специфическую противовирусную (антиретровирусную) терапию (АРВТ).
5. Стадия СПИДа (продолжительность - до 1,5 лет). Это последняя стадия болезни, пациент находится в крайней стадии истощения, лежачий тяжелый больной.
Без отсутствия АРВТ погибает.
Лечение ВИЧ-инфекции.
Хотя на сегодняшний день не существует вакцины от ВИЧ и лекарств, способных излечить человека от этого заболевания полностью, разработана и применяется эффективная схема лечения, позволяющая снизить содержание ВИЧ в организме, поддержать иммунитет и значительно продлить период от ВИЧ- инфицирования до развития СПИДа, а значит на длительное время сохранить
работоспособность человека и активный образ жизни. Своевременное обращение за медицинской помощью повышает эффективность лечения. Излечить пациента от ВИЧ/СПИДа в настоящее время не представляется возможным, но противовирусная терапия может взять процесс размножения ВИЧ в организме под контроль и значительно продлить жизнь больного.
Слайд 4. Ситуация в мире и в России
Слайд 5. Распространенность ВИЧ-инфекции в мире.
Необходимо обратить внимание на то, что наиболее поражен ВИЧ-инфекцией Африканский континент, где, как считают ученые, ВИЧ и попал в человеческую популяцию. Начавшаяся в 80-х годах эпидемия ВИЧ-инфекции, по оценочным данным
Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) уже унесла жизни более 25 миллионов
человек. В настоящее время в мире более 42 миллионов человек живут с ВИЧ- инфекцией. Ежегодно в мире выявляют до 5 миллионов новых случаев ВИЧ-инфекции. 70-80% из них заразились половым путем.
Слайд 6. Ситуация в России (обновление статистических данных производить ежегодно, получать на сайте ОЦ СПИД - www.livehiv.ru). В России ВИЧ-инфекция регистрируется с 1987 года. Стремительный рост эпидемии начался в 1996 году после того, как вирус проник в среду потребителей инъекционных наркотиков. Россия относится к странам с самыми высокими темпами распространения ВИЧ- инфекции. По оценкам российских и западных экспертов, сегодня в России от 800 тысяч до 1,5 миллионов человек живут с ВИЧ/СПИДом. Большинство людей инфицируются ВИЧ в трудоспособном возрасте (20-49 лет). На 01.12.2009 года в России зарегистрировано 522 566 случаев ВИЧ- инфекции. Речь идет только о выявленных и зарегистрированных случаях. Реальное количество зараженных лиц превышает это число в 2-3 раза.
Слайд 7. Распространенность ВИЧ-инфекции по регионам РФ (в количественном отношении).
В Свердловской области ситуация по распространению ВИЧ-инфекции признана чрезвычайной. Из 89 субъектов РФ Свердловская область занимает 1 место!
Слайд 8. Особенности эпидемии ВИЧ-инфекции в Свердловской области насовременном этапе
1. Увеличение распространения ВИЧ-инфекции путем реализации полового пути передачи (с 10-20% - в 2002г. до 50-70% в 2009г.) и вовлечение в эпидемию основного
населения.
2. Высокая распространенность ВИЧ-инфекции в трудоспособном и детородном возрасте 20-29 лет (75% в структуре всех ВИЧ- инфицированных).
3. Увеличение доли ВИЧ-инфицированных женщин (с 23% -в 2000г. до 45%- за 2009г) и рождение ими детей.
4. Рост числа ВИЧ-инфицированных детей, рожденных от ВИЧ-позитивных матерей (всего родилось 6592 детей, 993 – в 2009г., инфицировалось 503 ребенка), из них 90 учатся в школах. На 01.01.2010г. в области выявлено 43 000 ВИЧ-инфицированных, относительный
показатель распространенности ВИЧ достиг 950,0 на 100 тыс. населения (1% населения)
что в 2,5 раза превышает среднероссийский уровень. Ежегодно выявляется до 4000 новых случаев ВИЧ-инфекции, ежедневно до 10-12 случаев. В возрасте от 18 до 29 лет с ВИЧ-инфекцией живет каждый 25.
Современной особенностью ВИЧ-инфекции в Свердловской области является то, что эпидемия носит генерализованный (всеобщий) характер и инфицироваться может любой житель нашей области, если не принимает соответствующих профилактических мер.
Наиболее часто ВИЧ-инфекция выявляется среди лиц молодого трудоспособного возраста. В основном, это молодые люди 18 - 29 лет, в возрастной структуре инфицированных они составляют 75%, учитывая, что истинное количество выше в 2-3 раза, получается, что в этой возрастной группе инфицирован каждый 10 человек (!).
ВИЧ-инфекция выявлена у 312 студентов ВУЗов и 123 студентов ССУЗов.
В связи с изменением характера эпидемии меняются и пути передачи ВИЧ- инфекции. Если раньше ВИЧ-инфекцию в основном регистрировали у молодых людей, употребляющих наркотики, и преобладал наркотический (через кровь) путь передачи ВИЧ, то в настоящее время на первое место выходит половой путь передачи, особенно среди женщин молодого детородного возраста, что приводит к реализации еще одного пути передачи вируса - от ВИЧ-инфицированной матери ребенку.
В последнее время увеличивается количество женщин среди ВИЧ- инфицированных, и количество детей, рожденных от ВИЧ-инфицированных женщин. На 01.01.2010г. диагноз «ВИЧ-инфекция» установлен 503 детям, рожденным от ВИЧ-инфицированных матерей. В области 90 ВИЧ-инфицированных детей учатся в школах.
41% всех случаев, зарегистрированных на территории Свердловской области, приходится на Екатеринбург. На 01.01.2010 года в городе зарегистрировано более 16,5 тысяч ВИЧ-инфицированных людей.
Таким образом, в настоящее время на территории Свердловской области реализуется половой путь передачи, при котором эпидемия развивается более медленными темпами, но именно этот путь определяет развитие эпидемии среди социально-благополучного населения. Прогноз остается неблагоприятный.
Слайд 9. Три сценария развития эпидемии ВИЧ в России, 2000-2025 г.г.
Этот прогноз составлен компетентными специалистами. Если общество не будет заниматься профилактикой передачи ВИЧ-инфекции среди населения, то эпидемия примет самое неблагоприятное течение (верхняя кривая) и к 2025 г. в России населения со 143 млн. сократиться до 75млн. Наша задача обучить населения профилактическим мерам, уменьшить количество новых случаев заражения и стабилизировать ситуацию.
Слайд 10. Как передается ВИЧ?
Источником ВИЧ-инфекции является человек и его биологические жидкости.
1. ВИЧ размножается только в крови человека, используя определенный вид клеток.
2. Необходимое условие заражения - попадание вируса в кровь через инъекции или через повреждения на коже и слизистых оболочках.
3. Необходимое условие инфицирования - попадание вируса из крови и других биологических жидкостей, инфицированного человека в кровь неинфицированного
человека.
4. Вирус быстро погибает во внешней среде, поэтому передача возможна только через биологические жидкости человека, содержащие высокое количество вируса.
Слайд 11. Биологические жидкости с высоким содержанием ВИЧ, которые могут вызвать заражение:
1. кровь
2. сперма
3. вагинальный секрет
4. грудное молоко
Наиболее опасной является кровь, даже в одной капле крови вируса достаточно для заражения, но необходимо, чтобы кровь инфицированного человека попала в кровь не инфицированного человека. Неповрежденная кожа является надежным защитным барьером.
Слайд 12. Биологические жидкости с низким содержанием ВИЧ*
(случаи заражения не зафиксированы):
1. слезы
2. слюна
3. пот
4. моча
5. рвотные массы
*Если в них нет видимых примесей крови. Обратите внимание на то, что если к этим жидкостям примешивается кровь, то опасность заражения появляется. Это необходимо всегда помнить!
Это значит, что практическую опасность с точки зрения инфицирования представляют только контакты с кровью, спермой, вагинальным секретом и грудным молоком ВИЧ-инфицированного человека.
Следовательно, в школе и в бытовых условия нет риска инфицирования ВИЧ (риск инфицирования может возникнуть только в ходе оказания первой медицинской помощи при несчастных случаях, сопровождающихся кровотечением, поэтому дальше показано, как безопасно оказывать помощь при травмах).
Слайд 13. Как можно заразиться ВИЧ?
1. Кровь – кровь.
Повторное (без стерилизации) использование оборудования для инъекций, пирсинга, татуировок (например, игл или шприцев) или другой контакт с инструментами, загрязненными кровью ВИЧ-инфицированного человека.
При совместном использовании игл и шприцов при инъекционном употреблении наркотиков. В Екатеринбурге по данным исследования 49% наркопотребителей инфицированы ВИЧ.
При переливании крови и пересадке органов. Сегодня это возможно только в чрезвычайных ситуациях, связанных с периодом серонегативного окна, когда вирус в крови донора уже есть, но анализ на ВИЧ еще отрицательный. Все доноры обязательно тестируются на ВИЧ.
При использовании необработанного медицинского инструментария.
Инфицирование в медицинском учреждении в настоящее время исключается, так как максимально используется одноразовый инструментарий, а то, что подлежит повторному использованию - стерилизуется и строго контролируется.
При косметических парентеральных процедурах: татуировка, пирсинг, маникюр, педикюр с использованием необработанного оборудования. Контроль за этими учреждениями осуществляет служба Роспотребнадзора и при наличии нарушений лишают лицензии и права заниматься оказанием подобных услуг.Клиенты, посещающие салоны, имеют право потребовать обработать инструменты в их присутствии. В случае использования одноразового инструмента вскрытие упаковки должно происходить в присутствии пациента.
2. Половые контакты. Все виды незащищенных сексуальных контактов (без презерватива). Любые половые контакты сопровождаются микроповреждениями и макроповреждениями слизистых оболочек. Более высока вероятность передачи вирусаот мужчины к женщине. Воспалительные заболевания или нарушения целостности слизистых (эрозия шейки матки), а также ИППП значительно повышают уровень передачи ВИЧ в обоих направлениях.
В течение года при половом общении с ВИЧ-инфицированным партнером заражаются в среднем 30-40% постоянных партнеров. Наблюдались женщины, от которых не заражались их многочисленные относительно временные партнеры. В то же время от некоторых женщин (обычно страдающих хроническими эрозиями шейки матки, часто кровоточащими) заражались все их партнеры даже при однократном вагинальном половом контакте. Это как игра в рулетку.
Статистика: к заражению приводит 1 из 100 вагинальных половых контактов при абсолютно здоровых слизистых половых органов, при наличии ИППП риск увеличивается до 15-20 случаев заражения из 100 половых контактов.
3. Процесс беременности и родов у ВИЧ-инфицированной женщины, а также грудное вскармливание ребенка. Вероятность рождения инфицированного ребенка (без проведения профилактической специфической терапии беременной женщине и новорожденному ребенку) составляет 25-50%.Чаще всего дети инфицируются в момент родов. Во время беременности вирус передается будущему ребенку при наличии какой- то патологии или если женщина сама инфицировалась во время беременности. Все беременные женщины проверяются на наличие ВИЧ с целью предупреждения передачи ВИЧ ребенку. ВИЧ-инфицированным женщинам не рекомендуют грудное вскармливание, так как через грудное молоко может произойти передача ВИЧ ребенку.
Слайды 14, 15. Как не возможно заразиться ВИЧ?
ВИЧ не передается:
• при рукопожатии, объятиях и при поцелуях и других прикосновениях;
• при пользовании бытовыми предметами: через посуду, одежду, телефон, сидение унитаза, другие бытовые предметы
• при пользовании рабочими предметами и орудиями труда, которыми пользовался ВИЧ-инфицированный человек;
• при употреблении пищи, приготовленной ВИЧ-инфицированным человеком;
• при кашле и чихании;
• в бане или бассейне;
• при укусе комара, клопа, вшей, мух, или какого-либо иного кровососущего насекомого. Вирус попадает в желудок этих кровососов и под воздействием ферментов
и ph разрушается;
• при контакте с потом или слезами;
• от животных.
В этих ситуациях ВИЧ не передается, поэтому в быту ВИЧ-инфицированный человек не опасен и все ВИЧ-инфицированные люди живут в семьях и заражения при бытовых контактах не происходит.
Слайд 16. Как снизить риск инфицирования ВИЧ?
Принципы профилактики, как снизить риск инфицирования себя и своих близких? В настоящее время не существует вакцины от ВИЧ-инфекции, способы предотвращения инфицирования ВИЧ основаны на знании путей передачи вируса и повышения информированности всего населения в целом и особенно подростков и молодежи, которая еще не вовлечена в эпидемию. Пока нет вакцины и нет возможности излечить инфицированных и убрать источник инфекции необходимо научиться жить в обществе, где существует ВИЧ-инфекция и знать, как избежать заражения ВИЧ.
Необходимо четко знать, как передается ВИЧ-инфекция и принимать соответствующие меры профилактики:
1. Парентеральный путь передачи (кровь в кровь):
1. Использование индивидуальных стерильных игл и шприцев для инъекций.
В лечебных учреждениях это регламентировано приказами министерства здравоохранения.
2. Стерилизация оборудования для инъекций, пирсинга, татуировок.
Даже, если это производится в домашних условиях необходимо использовать одноразовый инструментарий или обрабатывать колющие инструменты спиртом и обжиганием. Всегда нужно контролировать в салонах, каким инструментом пользуется мастер.
3. Отказ от употребления наркотиков - это самый опасный вид заражения ВИЧ. Вероятность составляет до 95%.
2. Половой путь передачи:
1. Воздержание – необходимо отложить начало половой жизни до более зрелого возраста, когда человек готов защитить себя от инфекций передающихся половым путем, или отложить сексуальный контакт, если нет под рукой средств защиты или ты морально к этому не готов.
2. Постоянный не инфицированный ВИЧ партнер при взаимном сохранении верности. Это самый надежный способ избежать заражения.
3. Пропаганда безопасных сексуальных отношений, уменьшение количества половых партнеров и использование презервативов во всех случаях, когда не известен ВИЧ-статус сексуального партнера (правильное использование презерватива гарантирует 100% защиту от ВИЧ-инфекции и других инфекций, передающихся половым путем).
3. Ребенку от матери во время беременности, родов и грудного вскармливания- уменьшения риска заражения.
1. В настоящее время всех беременных женщин обследуют на ВИЧ и при обнаружении ВИЧ-инфекции назначают специальное профилактическое противовирусное лечение во время беременности, родов и ребенку в первые 4 недели жизни.
2. Назначение кесарева сечения при показаниях врача – инфекциониста и акушер гинеколога.
3. Искусственное вскармливание, отказ от грудного вскармливания с первых часов рождения ребенка.
Слайд 17. Уменьшения риска заражения
Учитывая возможные пути передачи ВИЧ, в повседневной жизни риск инфицирования отсутствует, даже, если вы находитесь рядом с ВИЧ- инфицированным человеком. Однако, при этом контакт с кровью инфицированного человека, требует соблюдения особых мер предосторожности. Поскольку многие люди не обследовались на ВИЧ и не знают своего ВИЧ-статуса, необходимо считать опасным любой контакт с чужой кровью.
Оказание первой помощи при травме и кровотечении
В случае возможного контакта с кровью при оказании помощи, инфицирован человек ВИЧ или нет, помощь необходимо оказывать в латексных перчатках. Если под рукой нет перчаток, в качестве барьера можно использовать полиэтиленовый мешок или просить пострадавшего самостоятельно прижать свою рану, пока не подойдет помощь. На любом предприятии, в школе и других учреждениях должны быть аптечки, где должны быть перчатки, перевязочный материал, йод. Аптечки должны находиться в доступном месте.
Медицинские работники постоянно оказывают помощь ВИЧ- инфицированным пациентам, не заражаясь, так как оказывают помощь в перчатках и выполняют другие меры защиты от попадания крови на кожу и слизистые.
Слайд 18. Необходимо помнить: не в каждой ситуации риска происходит заражение, но даже единственная может привести к ВИЧ-инфицированию!
Слайд 19. Необходимо помнить, что единственный способ выяснить, присутствует ли ВИЧ в организме – специальный анализ крови на ВИЧ.
Слайд 20. Тестирование на ВИЧ.
Не существует видимых признаков наличия ВИЧ в организме человека. Поэтому, человек может не знать о том, что он ВИЧ-инфицирован. Внешне ВИЧ- инфицированный человек выглядит так же, как и неинфицированный обычный человек.
Вирус иммунодефицита человека может находиться в организме в течение нескольких лет (до 10 лет), не проявляя никаких симптомов и признаков. Единственная возможность определить инфицирован человек или нет – это сдать тест на ВИЧ. Анализ крови определяет не сам вирус, а антитела к нему, для выработки которых организму нужно около 3-6 месяцев.
Слайд 21. Что необходимо помнить при сдаче анализа крови на ВИЧ
Период, когда вирус в организме уже есть, а достаточного количества антител ещё не выработано, называется “период окна” (длится от момента заражения до 3 – 6 месяцев). Тест на ВИЧ в этот период будет отрицательным, но человек в это время уже инфицирован и может передавать вирус другим людям. Чтобы быть уверенным в результате теста, необходимо сделать повторный анализ крови через 3-6 месяцев после последнего опасного контакта.
Информация о результате обследования на ВИЧ является строго конфиденциальной. Это значит, что о ВИЧ-статусе пациента не могут сообщить кому-то другому – друзьям, коллегам по работе (за исключением случаев, когда человек признан недееспособным и находится под опекой, а также в случае возбуждения уголовного дела).
Следовательно, если у человека была какая-то опасная ситуация в плане возможного заражения ВИЧ, то обследоваться на ВИЧ необходимо через 3 и повторно 6 месяцев после этой ситуации и только тогда можно узнать прошла ли она для человека бесследно (отрицательный результат) или человек инфицировался (результат положительный). Сдавать анализ сразу же после опасной ситуации можно, но этот результат будет свидетельствовать только о ВИЧ-статусе на момент исследования.
При сдаче анализа на ВИЧ проводится консультирование клиента, как до сдачи анализа, так и после получения результата. Это обязательное правило и оно оговорено Законом РФ (статья 7, пункт 6 Федеральный закон «О предупреждении распространения в РФ заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)» №38ФЗ от 30 марта 1995г). Консультирование необходимо для того, чтобы правильно оценить наличие риска заражения ВИЧ у человека, который пришел обследоваться, определить необходимость обследования и его сроки, а так же объяснить, как проводится анализ на ВИЧ. В случаях отсутствия риска заражения ВИЧ на момент обследования консультант, проводит с клиентом профилактическую беседу о том, как можно избежать заражения в дальнейшем, обследование в данное время не показано.
Анализ крови на ВИЧ можно сдать в областном центре СПИДа и его филиалах, во всех районных поликлиниках и кожно-венерологических диспансерах.
Слайд 22. Результаты анализа могут быть:
Отрицательные результаты анализа в течение «периода окна» могут быть связаны с низким содержанием антител в этот период и не исключают инфицирование.
Следовательно, в этот период времени отрицательный результат анализа не означает, что в организме человека отсутствует ВИЧ.
Чтобы получить достоверные результаты, тестирование на ВИЧ нужно проводить через 3 и 6 месяцев после возможного инфицирования. Но если опасное в плане заражения ВИЧ поведение продолжалось и продолжается, то необходимо снова сдавать тест на ВИЧ через 3-6 месяцев после последнего опасного контакта.
В этот период существует риск передачи вируса другому человеку, поэтому необходимо соблюдать меры предосторожности, чтобы предотвратить заражение партнеров.
Положительный результат свидетельствует о том, что человек инфицировался ВИЧ и этот результат сохраняется пожизненно
Сомнительный результат анализа требует консультирования со специалистом и наблюдения с повторением анализа через 6 мес.
Для чего следует знать свой ВИЧ-статус?
- Для того, чтобы избавиться от тревоги и опасений
- Для планирования своих отношений
- Для того, чтобы защитить себя и своих близких
- Для своевременного начала лечения.
Слайды 23, 24. Кому рекомендуется пройти тестирование на ВИЧ?
Тем, кто находился в ситуациях, связанных с возможным риском заражения ВИЧ:
- использование совместного оборудования для инъекционного введения наркотиков, прокалывания ушей, пирсинга или татуировки;
- половые контакты без презерватива с партнером, ВИЧ-статус которого неизвестен;
- наличие в прошлом или настоящем инфекций, передающихся половым путем (ИППП);
- беременным женщинам для выяснения ВИЧ-статуса, и принятия соответствующих мер по защите от заражения будущего ребенка.
Слайды 25, 26, 27. Законодательство о ВИЧ/СПИДе. Федеральный закон от 30 марта 1995г.
Существует Федеральный закон «О предупреждении распространения в РФ заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)» № 38 – ФЗ от 30 марта 1995г.
Статья 4: Гарантии государства:
Государством гарантируются:
1. доступность медицинского освидетельствования, в том числе анонимного, с предварительным и последующим консультированием;
2. предоставление медицинской помощи ВИЧ-инфицированным гражданам Российской Федерации в соответствии с Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи;
3. социально-бытовая помощь ВИЧ-инфицированным, получение ими образования, их переквалификация и трудоустройство.
Статья 17: Запрет на ограничение прав ВИЧ-инфицированных гласит:
Не допускаются увольнения с работы, отказ в приеме на работу, отказ в приеме в образовательные учреждения и учреждения, оказывающие медицинскую помощь. Кроме того, по статье 122УК РФ ВИЧ-инфицированные люди несут уголовную ответственность за поставление в условия заражения других лиц, за исключением если это лицо было предупреждено о наличии у первого лица этой болезни и добровольно согласилось совершать действия, создавшие опасность заражения. Таким образом от уголовной ответственности освобождаются супруг(а) ВИЧ-инфицированного гражданина.
Семейный кодекс РФ от 08.12.1995г. ст.15 п.3 гласит, что если одно из лиц, вступающих в брак, скрыло от другого лица наличие венерической болезни или ВИЧ- инфекции, последний в праве обратится в суд с требованием о признании брака недействительным».
Слайд 28. КУДА МОЖНО ОБРАТИТЬСЯ ЗА ПОМОЩЬЮ?
Вы можете обратиться в специализированное медицинское учреждение - Центр
профилактики и борьбы со СПИДом или в кабинет конфиденциального или
анонимного консультирования и тестирования на ВИЧ в вашем городе и районе.Центр  профилактики ВИЧ в г.Омск, главный врач О.И. Назарова
644089, Омская обл, Омск г, 50 лет Профсоюзов, 119, корп. 1 http://www.aidsomsk.ru/                    +7 (3812) 643025
 
 
 
2-ой час. Закрепление пройденного материала.
Ход работы:
Перед началом второго урока преподаватель должен сверить ожидания участников, отметить какие из ожиданий еще не получили ответа и включить ответы в программу второго урока.
Второй урок проводится с использованием интерактивных методов обучения и мультимедийной программы.
Информационное обеспечение: анкеты, доска, мел, бумага, ручки, мультимедийный проектор и компьютер или ноутбук.
Шаг 1. Упражнения на закрепление пройденного материала.
Упражнение 1. (15 мин.)
Предложить классу разобрать 3 ситуации и найти правильное решение.
Ситуация 1.
«Компания собралась на вечеринку. Все веселились. Кто-то из мальчишек предложил попробовать наркотик и достал шприц. Многие стали возражать и говорить, что это может плохо кончиться. Но тот, кто предложил наркотик, стал убеждать, что от одного раза ничего не случится».
Вопросы для обсуждения:
Какие последствия может иметь даже однократная проба наркотика___________
Есть ли в данной ситуации риск заражения ВИЧ?__________________________
Какое поведение безопасно и рационально в данной ситуации__________________
Ответ*: Даже однократная проба наркотика может привести к заражению ВИЧ.
Если кто-то из компании инфицирован и используется общий шприц, то риск заразиться
высокий. Следует отказаться от наркотика и уйти.
Ситуация 2.
«В молодежном журнале было опубликовано письмо девушки. Она писала, что встречается с парнем, который раньше несколько раз пробовал наркотики (кололся). Теперь он этого не делает и чувствует себя хорошо. Она его любит и хочет выйти замуж и спрашивает, есть ли у нее риск заразиться ВИЧ?
Вопросы для обсуждения:
Есть ли у девушки риск заражения ВИЧ?_____________________________________
Что можно посоветовать девушке и ее парню?________________________________
Ответ*: Употребляя наркотики парень мог заразиться ВИЧ. Если он не обследовался на ВИЧ, девушка не может быть уверена, что её партнер здоров. Если один из партнеров ВИЧ-инфицированный, то риск заражения высокий. Многие женщины, заразившиеся ВИЧ, имели половых партнеров, употреблявших наркотики.
Если девушка уже была в близких отношениях с ним без презерватива, то обследоваться на ВИЧ нужно ей и ему.
Ситуация 3.
«Катя давно мечтала о сережках. В день рождения ей подарили хорошенькие сережки, но у нее не были проколоты уши: мама не давала денег на косметический салон. Подруга предложила Кате пойти к соседке, которая прокалывала уши дома и брала недорого. Когда Катя пришла к этой женщине, там уже ждали своей очереди две девушки. Катя обратила внимание на то, что машинка для прокалывания ушей после использования не стерилизовалась.
Вопросы для обсуждения:
Есть ли у Кати риск заражения ВИЧ в данной ситуации_________________________
Что следует сделать Кате?_________________________________________________
Ответ*: Риск заражения ВИЧ у Кати есть, т.к. используется нестерильный инструмент. Кате следует отказаться от прокола ушей и найти более подходящее место.
* ответы даны для преподавателя.
Упражнение 2 «Степень доверия» (5 мин.)
Цель: обсудить вопрос о том, насколько половые партнеры должны доверять друг другу в вопросах здоровья.
Упражнение можно начать с вопросов группе:
- Если ты любишь человека, тебе не придет в голову усомниться в нем? Это так?
- По человеку сразу видно болеет ли он ИППП или ВИЧ?
- Только тот у кого много партнеров должен беспокоится, не заразился ли он чем-
нибудь?
После обсуждения этих вопросов педагог предлагает классу поясняющую схему
про Машу и Мишу.
«Жили на свете молодые люди. Однажды они встретились и полюбили друг друга. У них никогда раньше не было таких чистых и доверительных отношений, такой настоящей любви. Все, что было в прошлом у каждого, не имело для них никакого значения. Это были случайные встречи, несерьезные отношения, да и было их совсем немного. У Маши был один короткий, летний роман с не очень серьезным молодым человеком, у которого вообще было много других девушек.
У Миши были близкие отношения с двумя девушками, одна была очень легкомысленной, из-за этого они и расстались. А вторая просто уехала в другой город и бросила его.
И у тех, в общем-то посторонних людей, тоже были какие-то сексуальные отношения в прошлом. И если при этом сексуальные контакты у прежних партнеров были незащищенные даже с очень любимым и близким человеком, мы одновременно контактируем с микрофлорой всех его предыдущих партнеров, а так же тех, с кем
раньше контактировали эти люди (нарисовать схему).
Кто-то из изображенных на этой схеме мог быть инфицирован и не знать об этом и передать инфекцию по всей цепочке.
Использование презервативов при сексуальных контактах защищает от ИППП, в т.ч. и от ВИЧ».
Упражнение 3 «Ладошка» (10 мин.)
Цель: помочь осознать собственное отношение к проблеме ВИЧ/СПИДа и выработать для себя правила профилактики ВИЧ-инфекции.
На чистом листке бумаги обводится контур своей ладони. В центре ладони пишется «ВИЧ/СПИД», на каждом контуре пальца вписываются 5 основных правил поведения, которые необходимо выполнять для профилактики заражения ВИЧ-инфекцией именно данному человеку.
Шаг 3. Закрепление услышанного ранее материала путем просмотра мультимедийной программы «ВИЧ/СПИД» - 15 минут (прилагается).
Шаг 4. Заключительное анкетирование (повторно выдается та же анкета, что и на 1 часе). Повторное анкетирование дает возможность проверить все ли сказанное усвоено подростками. После сдачи анкеты вопросы анкеты и правильные ответы на них разбираются всем классом вслух. При необходимости какие-то вопросы можно уточнить дополнительно.
В заключении можно предложить подросткам в качестве домашнего задание провести интервью со своими близкими (родителями).
Правила проведения интервью:
1. Заранее договорись об удобном для интерьюируемого человека времен и месте.
2. В начале интервью предупреди его, что интервью анонимное.
3. Задав очередной вопрос, дай время подумать.
4. Дословно запиши все ответы.
5. Воздержись от каких бы то ни было высказываний в его адрес и не комментируй ответы.
6. Поблагодари за интервью.
Вопросы для интервью
1. Как распространяется ВИЧ?_______________________________________
2. Какие люди более уязвимы при этой инфекции?______________________
3. Почему они заражаются ВИЧ?_____________________________________
4. Как общество должно противостоять распространению ВИЧ-инфекции?
5. Какие меры следует принять?______________________________________
6. Что делать с теми, кто уже инфицирован?____________________________
7. Как люди относятся к ВИЧ-инфицированным? Почему?_______________
8. Как Вы относитесь к ВИЧ-инфицированным почему?__________________
После интервью можно продолжить с родителями разговор по теме ВИЧ.
*Ответы на вопросы интервью (предполагается, что ребята уже подготовлены и должны знать правильные ответы).
1. Известно только 3 пути передачи ВИЧ:
- через кровь или загрязненное кровью оборудование, используемое для инъекций, пирсинга, маникюра, татуировок, прокалывание ушей, при употреблении наркотиков;
- при незащищенных половых контактах от ВИЧ-инфицированного партнера (который может и не знать, что он ВИЧ-инфицирован);
- от матери ребенку во время беременности, родов, кормлении грудью.
2. Наиболее уязвимы при ВИЧ-инфекции: наркоманы, люди, меняющие половых партнеров.
3. Заражаются, потому что не знают или не применяют методы профилактики ВИЧ-инфекции, считая, что их это не касается.
4. Борьба с наркоманией, воспитание нравственности, обучение населения мерам профилактики, повышение личной ответственности каждого за свое здоровье.
5. Относиться как к обычным людям и не подвергать их дискриминации.
6. Чаще всего люди относятся к ВИЧ-инфицированным негативно - осуждают их, считая, что заражаются ВИЧ-инфекцией только наркоманы и проститутки, при этом не зная, как передается инфекция, боятся контактировать в быту с ВИЧ-инфицированными  людьми.
Дополнительный пакет упражнений, которые можно использовать при наличии времени.
1. Упражнение «Спорные утверждения»
Цель: провести дискуссию по проблеме «ВИЧ и СПИД» внутри группы и выявить различные точки зрения по данной проблеме, предоставить участникам возможность обменяться мнениями и обосновать свою точку зрения.
Метод:
В каждый угол комнаты вешается табличка с надписью:
• «Я полностью согласен»
• «Я согласен»
• «Я не согласен»
• «Я полностью не согласен»
Участники игры встают в центр комнаты. Затем ведущий зачитывает вопрос либо спорное утверждение и просит членов группы встать в один из четырех углов в соответствии со своей точкой зрения.
После того как все разошлись по углам – каждая группа после короткого обсуждения защищает свою позицию. Можно так же спрашивать по одному.
Рекомендуется начинать опрос с тех, кто имеет неправильную позицию. В процессе выполнения упражнения участники могут переходить в другие группы, если их точка зрения поменялась.
Если участники не знают ответа на вопрос, то они должны остаться в центре комнаты. Но после небольшой дискуссии им следует принять какое-либо решение.
Спорные утверждения:
- Злоупотребление алкоголем повышает риск заражения ВИЧ
- Опасно здороваться с человеком, инфицированным ВИЧ
- ВИЧ можно заразиться бытовым путем, используя чужие личные вещи: расческу,
одежду, полотенце
- ВИЧ-инфицированная беременная женщина не должна рожать детей
- ВИЧ-инфицированные дети не должны посещать спортивные секции
- ВИЧ можно заразиться, если вводить наркотики одним шприцем или использовать
общее оборудование
- Опасно дружить с ВИЧ-инфицированным человеком
- ВИЧ можно заразиться пользуясь общественным туалетом
- Использование презервативов при половых контактах обеспечивает защиту от ВИЧ
- Употребление противозачаточных таблеток предотвращает передачу ВИЧ
- ВИЧ можно заразиться, плавая в бассейне, моясь в бане
- Нельзя заразиться ВИЧ, если есть из посуды, которой пользовался ВИЧ- инфицированный человек
- Целуясь с ВИЧ-инфицированным, можно заразиться
- ВИЧ нельзя заразиться, если делиться нестерильным инструментом для прокалывания ушей, нанесения татуировок, пирсинга
Можно использовать только отдельные утверждения или добавлять новые в зависимости от группы подростков.
2. Упражнение «Рассказ по цепочке» («Расскажи о проблеме»,
«Коллективный рассказ», «Дополни информацию»)
Цель: активизировать учащихся на высказывание как можно более широкой информации о проблеме, отработка навыков передачи информации о ВИЧ/СПИДе в условиях группы.
Описание. Учащиеся садятся в круг. Один из участников начинает рассказ о ВИЧ/СПИДе (например, пути передачи инфекции или ее социально-психологические и экономические последствия и т.д.). При этом озвучиваются как информационные аспекты, полученные на занятиях, так и личностный аспект (собственное отношение или мнение о проблеме). После нескольких предложений рассказ продолжает другой участник. Повествование не должно прерваться пока не выскажется каждый.
Вывод. Педагог делает вывод о том, что при обсуждении любого вопроса подобным способом участники могут осветить гораздо более широкий спектр
информации, чем это возможно при передачи ее одним человеком. Поэтому этот способ
может быть также использован при необходимости распространения знаний о ВИЧ/СПИДе среди сверстников. В целях получения достоверной информации, возникающие спорные вопросы следует адресовать компетентному источнику информации (ведущий, книги, интернет и т.д.).
3. Упражнение «Мозговой штурм».
Цель: Дать возможность самим участникам найти правильное решение задачи методом «мозгового штурма».
Описание. Учитель предлагает участникам разбиться на две команды и выдает каждой команде по большому листу бумаги и фломастеры.
Дается задание:
- первой команде: придумать и записать методы профилактики гриппа;
- второй команде: придумать и записать методы профилактики ВИЧ-инфекции.
В течение 10 -15 минут команды придумывают и записывают на листе бумаги все методы профилактики. После чего каждая команда выбирает докладчика, который представляет все методы, записанные в группе, и аргументирует их необходимость.
После выступления докладчика желающие могут сделать какие-либо добавления.
Проводится их обсуждение и если они признаются необходимыми, ими дополняют представленные методы профилактики.
Роль преподавателя. Провести сравнения методов профилактики при острой (излечимой) вирусной инфекции, какой является грипп, и хронической неизлечимой вирусной ВИЧ-инфекции. Объяснить особенности и трудности профилактики при ВИЧ- инфекции. Показать необходимость формирования личной ответственности за свое здоровье и изменение отношения к своему здоровью. Необходимость безопасного поведения в эпидемию ВИЧ/СПИДа, наркомании и вирусных гепатитов.
4. Упражнение на формирование толерантности.
Вначале записать на бумаге или доске, какие ассоциации вызывают у участников ВИЧ-инфицированные люди (без каких либо комментариев).
Далее спросить какие действия они предпримут - если будет инфицирован ВИЧ близкий человек? Проанализировать высказывания и поступки по отношению к ВИЧ- инфицированным, ведущие к дискриминации. Попросить каждого назвать свои действия.
5. Упражнение «Степень риска».
В конце информационного блока преподаватель просит оценить свой риск поведения. Каждый чертит на листке линию, на одном конце надпись «нет риска», на другом «высокий уровень риска». Преподаватель делает это на доске. Преподаватель спрашивает: как вы считаете, где находится ваш личный риск в настоящее время?
Поставьте знак «Х». Ответ конфиденциальный. Далее необходимо спросить: «Как вы считаете, где будет ваш знак «Х» через 5 лет?».
Смысл упражнения актуализировать мыслительную деятельность обучающихся.
Преподаватель может собрать листки и оценить, как усвоен материал. Если ученик отмечает в обоих случаях «нет риска заражения», значит надо объяснить, что, вступая во взрослую жизнь, риск заражения появляется у каждого, надо знать, как избежать заражения. Для этого, если были, какие либо опасные ситуации ранее, необходимо обследоваться на ВИЧ и партнерам сохранять обоюдную верность. В связи с чем необходимо серьёзно и осмысленно подходить к созданию семьи.
6. Упражнение «Опасно и безопасно».
Заранее необходимо распечатать различные утверждения и раздать для заполнения, нужно отметить галочкой опасные ситуации для заражения ВИЧ.
Действия или поступки________________________________________опасно
Поцелуи
Объятия
Оказание первой медицинской помощи без перчаток
Чихание, кашель
Езда в общественном транспорте
Укусы насекомых (комаров например)
Использование чужих игл, шприцев
Плавание в бассейне
Массаж
Татуировка
Прокалывание ушей
Использование чужого стакана
Использование стерильных инструментов для инъекций
Сдача донорской крови
Использование чужой зубной щетки
Совместное использование бритвы
Внутривенное введение наркотиков
Половые контакты без презерватива
После окончания выполнения упражнения вслух проговариваются все позиции и
обсуждаются, если у кого-то иное мнение.__
Использовались материалы:
 
Программа «Первичная профилактика ВИЧ-инфекции среди учащихся 9-11 классов общеобразовательных школ Свердловской области» www.livehiv.ru

В настоящее время нет содержимого, классифицированного этим термином.

Subscribe to RSS - В помощь учителю